Здоровье наших детей
В современных условиях охрана и укрепление здоровья настоящего и будущего поколений является одной из актуальных задач, осуществление которой зависит от решения социально-экономических, экологических, медико-биологических и других проблем.
В последние годы состояние здоровья детей и подростков становится предметом острой тревоги общества. Социальные последствия ухудшающегося здоровья детей касаются таких вопросов, как неготовность к школьному обучению, ограничение профессиональной пригодности, нарушение формирования и реализации репродуктивного потенциала, ухудшение демографических показателей и др.
Некоторые показатели заболеваемости детей имеют негативные тенденции. За последние годы увеличивается частота выявленных заболеваний при профилактических осмотрах детей на 1000 осмотренных. Высокие уровни заболеваемости наблюдаются практически по всем нозологическим видам болезней: болезни эндокринной и нервной систем, психические расстройства, болезни системы кровообращения, дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта.
За период обучения в школе происходит значительное увеличение патологии органов зрения и опорно-двигательного аппарата.
Ухудшение показателей, характеризующих состояние здоровья детского населения, и характер патологии в структуре заболеваемости свидетельствуют о накоплении эффекта воздействия комплекса факторов. Можно предположить, что ухудшение здоровья в школьные годы является следствием целого ряда социальных факторов: неудовлетворительные социально-экономические условия, в первую очередь в сфере питания детей, свертывание профилактической работы. Среди многочисленных факторов следует отметить и факторы школьной среды. Это неблагоприятные условия обучения, воспитания, неправильное чередование нагрузки и отдыха, неудовлетворительные условия физического воспитания, недостаточная обеспеченность школьной мебелью в соответствии с ростовозрастными особенностями детей, недостаточная освещенность на рабочих местах, пониженная двигательная активность детей.
В последние годы одним из существенных факторов риска для здоровья детей является интенсификация учебного процесса, которая усугубляет неблагоприятное влияние среды обитания на организм ребенка.
Еще одной отличительной чертой современного обучения и воспитания детей стала компьютеризация школ. Из-за широкого использования средств вычислительной техники в обучении визуальный дискомфорт и электромагнитное излучение при определенных условиях могут представлять повышенную опасность для здоровья.
Значительная часть детей имеет какие-либо хронические заболевания, и вероятность ухудшения состояния здоровья учащихся в период обучения вызывает серьезные опасения, поэтому вопрос разработки и применения системы оздоровительных мероприятий с целью исключения отрицательного влияния интенсивного учебного процесса на здоровье учащихся особенно важен. Администрации школ необходимо к началу учебного года в полном объеме реализовывать комплексную оздоровительную профилактическую программу.
Ежегодно в общеобразовательных школах проводится определенная подготовительная работа к приему детей первого сентября. В школах проводятся ремонты, ревизии водопроводной и канализационной систем, приобретается новая мебель, оборудование. Но есть и нерешенные проблемы.
Особую тревогу вызывает обеспечение школ водой гарантированного качества. В полном объеме не решен вопрос установки емкостей для накопления воды на период перебоев в ее подаче.
В школах отсутствует достаточное количество парт необходимых размеров, что не дает возможности произвести рассаживание детей в соответствии с ростом и состоянием здоровья. Для достижения определенного уровня освещенности на рабочих местах детей в школах недостаточно электроламп необходимой мощности. Материальная база спортивных залов и мастерских оставляет желать лучшего.
Следует акцентировать внимание на необходимости включения в оздоровительные планы двух групп мероприятий: коллективных и индивидуальных. К группе коллективных мероприятий относятся общепрофилактические мероприятия по предупреждению возникновения и развития неблагоприятных изменений в состоянии здоровья, к группе индивидуальных — коррекционные мероприятия, проводимые по индивидуальному плану, разрабатываемые с учетом особенностей здоровья каждого ребенка.
Накануне нового учебного года для руководителей школ первоочередной задачей является рационализация педагогического процесса, ликвидация гиперперегрузки, упорядочение режима дня, улучшение физического воспитания, организация питания детей. Следует учитывать процесс адаптации учащихся первых классов к требованиям школы. При составлении расписания уроков необходимо с учетом кривой работоспособности распределять учебную нагрузку по дням недели и в течение дня, рационально включать в учебное расписание уроки, способствующие снятию умственного утомления и статического напряжения у школьников (труд, физкультура, пение).
Таким образом только реализация комплексной профилактической программы, пропаганда здорового образа жизни позволят достичь оздоровительного эффекта, который будет выражен в усилении адаптационно-защитных механизмов организма, уменьшении количества и степени выраженности морфофункциональных нарушений, укреплении здоровья детей.
Заведующая отделением гигиены детей и подростков
санитарно-гигиенического отдела
ГС «Луганская горСЭС» МЗ ЛНР Литвиненко Е.В.