Счет на секунды: все о работе диспетчера скорой помощи
«Сердце» филиала «Краснодонская станция скорой медицинской помощи» ГУ ЛНР «ЛРЦЭМП и МК» – диспетчерская. Здесь 24 часа в сутки в условиях, когда счет идет на секунды, отвечает на тревожные звонки фельдшер-диспетчер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам Валентина Гирина. Общий стаж ее работы в скорой помощи – 36 лет, из них большую часть она отдала выездной бригаде, а последние 7 лет – труду в диспетчерской.
Каждый вызов сложный по-своему
В семье Валентины Владимировны врачей не было, но с раннего детства она мечтала связать свою жизнь с медициной. Девочку восторгала работа на скорой помощи. После школы мечта сбылась – поступила в Шахтинское медицинское училище, чтобы получить профессию фельдшера, по его окончании пришла работать в скорую помощь в городе Белая Калитва. В составе выездной бригады проработала больше года, а в 1984 году вернулась в родной Краснодон, вступив в ряды фельдшеров филиала «Краснодонская станция скорой медицинской помощи».
– В Краснодоне меня встретили профессионалы своего дела. Все у них «по полочкам»: четко, понятно, рабочий процесс идеально отлажен. Учиться, в общем, было у кого. Благодарна каждому из них за переданный опыт, – рассказывает Валентина Гирина.
Валентина Владимировна отмечает, что в работе фельдшера выездной бригады, кроме профессионализма и опыта, не обойтись без уверенности в себе, умения оперативно принимать решения и, конечно же, нужно быть всегда начеку. На вопрос, какой вызов на ее памяти – самый сложный, отвечает: каждый сложный, если речь идет о жизни пациента. Начиная прокручивать в памяти самые запоминающиеся, говорит: «ДТП помню, в результате которого у мужчины были повреждены, просто-напросто вырваны, кожные покровы на ноге – от бедра до голени, ногу в итоге ампутировали. Страшно. Но главное – не теряться, а четко выполнять свою работу. Также приходилось принимать роды на дому. И такое бывало – будущие мамы не успевали добраться до роддома. Да и в машине скорой помощи рожали. Всего не вспомнишь».
Твердость, решительность и доброе слово
Сегодня в работе диспетчера ей помогают колоссальный опыт оказания неотложной помощи, полученный во время работы в составе выездной бригады, а также сосредоточенность, терпение и психологические навыки. Ведь зачастую требуется успокоить звонящего, чтобы выяснить, что случилось, где и определить степень сложности вызова.
Рабочий день у Валентины Владимировны начинается с получения от дежурившего диспетчера сводки событий, случившихся за сутки. Затем – принятие звонков.
– У нас три телефона: два стационарных, один мобильный. Подняв трубку, моя задача – оперативно выяснить все о состоянии пациента, точный адрес его местонахождения и номер, по которому выездная бригада сможет связаться при необходимости. Затем собранная информация передается свободной бригаде, которая находится на месте, или диспетчеру другой подстанции, если вызов поступил, к примеру, из Молодогвардейска или Суходольска, – комментирует фельдшер-диспетчер. – Бывает, что оформление вызова и выезд медиков происходит в ту же минуту, когда поступил звонок. Так происходит, когда вызывающий точно отвечает на вопросы. Не требуется информация о состоянии здоровья пациента, когда звонящий сообщает, что произошел пожар, ДТП или другая чрезвычайная ситуация, здесь достаточно адреса. Во всех остальных случаях нам важно разобраться в причине вызова, выяснить координаты. В случае невнятных ответов из-за растерянности, страха очень корректно, но при этом твердо и решительно призываю человека назвать адрес вызова, успокаиваю, объясняю, что они должны встретить машину, чтобы сэкономить время. Слыша мой уверенный голос, он берет себя в руки и начинает четко отвечать на мои вопросы. В конце разговора обязательно поддержу добрым словом.
В их руках – наши жизни
Медик отмечает, звонят не всегда, чтобы вызвать скорую помощь, иногда просто консультируются: описывают своё самочувствие, говорят, какие медикаменты уже приняли, а если состояние не улучшается, звонят повторно, тогда уже к ним направляется бригада скорой помощи. Случаются и ложные вызовы.
Работать в напряженных условиях приходилось Валентине Владимировне и ее коллегам не только в условиях распространения инфекции нового типа, когда количество вызовов увеличилось примерно процентов на 30. Медик перебирает в памяти события 2014 года.
– Помню два утра подряд, когда до конца рабочей смены оставалось минут 15, раздавались звонки из мест, где как раз были обстрелы: уральский поворот, изваринская дорога. Требовалась неотложная помощь. С ужасом вспоминаю: наши выездные бригады по дороге на вызов подготавливали необходимые медикаменты, ведь останавливаться там нельзя было – пациента забирали и буквально «летели» до Первомайки, где могли уже остановиться и оказать помощь, – вспоминает Валентина Гирина.
Имея приличный опыт работы за плечами, Валентина Гирина и ее коллеги не перестают совершенствовать свои знания, умения и навыки. Это – курсы повышения квалификации, проходящие каждые пять лет, и два раза в месяц – занятия, которые проводит главный врач на месте, а также лекции и разбор диагностических ошибок – в Луганске.
Фельдшер-диспетчер считает, что в их деле нет предела совершенству, и случайные люди здесь не задерживаются, ведь от нашей работы зависит самое ценное – жизнь человека.
Анна ШТЕЙНЕР