ПРИЗВАНИЕ – СПАСАТЬ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

Кто-то с самого детства знает, какую профессию он выберет и кем станет, когда вырастет, а к кому-то самоопределение приходит многим позже. И самое главное – чтобы выбор человека совпал с его талантами и способностями, и в результате своего труда он приносил пользу. О карьере медика с малых лет Роман Цмыкал не мечтал.          Однако в итоге именно эту профессию выбрал, а вскоре понял, что именно в том, чтобы спасать людям жизнь, улучшить состояние их здоровья, и состоит его призвание.

Будущий медик родился и рос в семье шахтеров в Енакиево. Однако по стопам отца и деда не пошел, а, прислушавшись к советам родственников, все же выбрал для себя медицинскую стезю.

— По окончании школы я поступил в Луганский медицинский университет, где проучился шесть лет, затем прошел интернатуру на скорой помощи, сдал экзамен и приступил к работе, — вспоминает Роман. – С учетом практики в интернатуре в общей сложности на «скорой» я работаю более двух лет.

Он добавляет, что выводить людей из критических состояний, спасать им жизнь, а потом уже госпитализировать в больницу для дальнейшего их наблюдения – это особенность его работы, которая ему по душе, несмотря на всю свою сложность и специфику.

Смена начинается с соблюдения необходимых формальностей, после которых наступает новый рабочий день и привычные обязанности.

— Когда по громкоговорителю нам объявляют фамилию ответственного и номер бригады, адрес, проверяем содержимое ящика – все ли препараты на месте, в нужном ли количестве, проверяем чистоту салона, в случае надобности убираем его, в машину ставим ящик, кардиограф, и выезжаем, — рассказывает Роман Цмыкал. — Стараемся соблюдать чистоту в машине, ведь это наше рабочее место, можно так сказать – наше «лицо».

Нынешнее положение с распространением вирусной инфекции нового типа добавляет сложностей и в без того непростую работу – все чаще в последнее время стали поступать вызовы от температурящих больных. Однако повышенная температура далеко не всегда является симптомом пневмонии или коронавирусной инфекции. Но в обилии информации, которую можно найти в Интернете, наслушавшись рассказов знакомых, близких, друзей, люди видят угрозу в каждом проявившемся у них симптоме, первым делом вызывая «скорую».

— Если, приезжая на вызов, мы видим, что человек задыхается и у него температура, можно предположить, что это пневмония, особенно учитывая, что сейчас она протекает не характерно для этого заболевания, — поясняет молодой врач. — Может быть не слышно хрипов в легких, но при этом если повышена температура – значит, где-то есть воспаление, которое мы в первую очередь ищем в легких. Если там воспаления нет – тогда уже исследуем другие органы.

Роман заверяет, что при подозрении на пневмонию не всегда необходима госпитализация – и тогда медики советуют больному не ехать в лечебное учреждение, а обследоваться, обратившись к участковому терапевту, сделать рентген, или по возможности – КТ (компьютерную томографию). Ведь бывает пневмония и незначительная, которая затрагивает нижние отделы, но при этом человек выглядит нормально, и все относительно хорошо.

РЕЗУЛЬТАТ, ПРИНОСЯЩИЙ РАДОСТЬ

Молодой специалист на достигнутом не останавливается – он старается все время учиться, развиваться, постигая что-то новое на практике, повышать свою квалификацию. Новые знания и опыт появляются и благодаря работе врачом приемного отделения клиники медицины катастроф (филиал Центра ГУ ЛНР «ЛРЦЭМПиМК»), где с недавних пор трудится Роман Цмыкал.

—  Врач приемного отделения – это уже немножечко другое, — отмечает он. — Если в «скорой» мы работаем на вызове с одним пациентом, отводя работе с ним до 45 минут времени, то в приемном отделении внимание врача может распределяться на работу сразу с несколькими людьми, которых «скорые» доставляют в больницу. Это очень большая нагрузка одномоментно – ты занимаешься с одним пациентом, тут же надо прерываться и переключаться на работу с другим человеком. И тут многое зависит от организованности и слаженности работы между завотделением, врачом, медсестрой, санитаркой – все должно быть четко и органично.

Но и это далеко не все, что входит в компетенцию молодого специалиста, – Роман еще является инструктором школы медицины катастроф.

— Мы рассказываем и демонстрируем людям, как оказывать помощь при травмах различной локализации, хронических заболеваниях либо острых заболеваниях внутренних органов – инсульта, инфаркта, эпилепсии, — уточняет Роман. – Иногда проводим выездные мастер-классы в детских садах, школах. Детям это помогает не теряться и оказать помощь, если кто-то из родственников пострадал.

Молодой специалист отмечает, что главное – это результат, и он не может не радовать: в центр неоднократно поступали звонки от благодарных родителей, которые рассказывали, что произошла ситуация, когда потребовалась медицинская помощь, и ребенок не растерялся, а помог, вспомнив, чему его учили медики.

ГЛАВНОЕ – НЕ ТЕРЯТЬ САМООБЛАДАНИЯ

Ситуация с долгим ожиданием бригады скорой помощи не радует не только пациентов, сотрудникам центра медицины катастроф она также не по душе. Однако они со своей стороны прикладывают все усилия, чтобы их помощь пациентам поступила, а негатив, скопленный в ходе ожидания бригады, не «выплеснулся» на всех вокруг.

— Диспетчеры также стараются объяснять ситуацию вызывающим, люди ждут долго сейчас – в среднем по 4-6 часов, но они не должны расстраиваться — «скорая» о них не забыла, — говорит Роман. — Я благодарен тем, кто понимает ситуацию.

При этом, как добавляет врач, бывает, что люди, открывая дверь, и голос на бригаду повышают.

— У нас ведь сотрудники не отдыхают на подстанциях, не «гоняют чаи», а беспрерывно ездят на вызовы, — заверяет он.

На вопрос о курьезных ситуациях в его практике, медик утверждает, что удивить его чем-то трудно. Контингент больных очень разнообразный, и случаи встречаются разные, главное – не терять самообладания, а сохранять спокойствие, что порой бывает очень сложно.

БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

Восстанавливаться после тяжелых рабочих будней помогают сон и занятия плаванием – в свободное от работы время сотрудник скорой помощи посещает бассейн.

Молодых и активных специалистов рады видеть везде, в любом городе и любой стране, однако Роман Цмыкал остается верен тому городу, который уже давно стал ему родным.

— Хорошо там, где нас нет. И гнаться за каким-то далеким счастьем или ехать куда-то за мнимыми успехами, я считаю, нет никакого смысла, — рассуждает он. – Ведь жизнь везде одинаковая, и в чужой стране будут какие-то другие проблемы, отличные от здешних. Другое дело – посетить курсы повышения квалификации в РФ или в ДНР, обменяться опытом с коллегами – вот это мне действительно интересно.  

Что там будет в необозримом будущем, Роман не загадывает, а в ближайшее время ничего менять не собирается. Ведь его знания, навыки и опыт нужны здесь и сейчас тем, кто так нуждается в скорой медицинской помощи, — пациентам любого возраста и социального статуса, для которых он живет и работает, добросовестно выполняя свой профессиональный долг с искренним желанием помочь людям.

В тему

НА ПРЕДЕЛЕ СИЛ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ

В диспетчерском пункте звонки не умолкают ни на минуту – сотрудники центра не успевают положить трубку, как снова раздается звонок и где-то на другом конце провода люди просят о скорой помощи…

— В последнее время очень выросло количество вызовов – с лета где-то в полтора-два раза, и сейчас одна бригада в среднем выезжает за сутки 20-23 раз, — рассказывает старший врач центрально-оперативной диспетчерской Луганского республиканского центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф Оксана Рыбалка. — Иногда поступает более 300-400 вызовов за смену. Выездные бригады практически не выходят из машин – не успевают приехать с одного вызова, как уже нужно ехать на следующий.

По словам Оксаны Анатольевны, люди работают, можно сказать, «на износ», иногда не успевая даже перекусить.

— Давайте не будем забывать, что не стало меньше вызовов на инсульты, инфаркты, когда становится плохо с сердцем, возникает аритмия, гипертония, бронхиальная астма и так далее, — уточнила она. — Плюс идут вирусные инфекции, пневмонии и остальные заболевания. А вызовы на смене принимают три человека, и, конечно, с таким наплывом звонков им очень трудно справляться.

Диспетчер – это не просто человек, принимающий звонки, а, как правило, фельдшер, много лет проработавший на «скорой» в составе выездной бригады, поэтому может что-то порекомендовать звонящим, дать совет или проконсультировать, что нужно делать до приезда бригады.

— Чтобы понять, какую именно бригаду нужно отправить к больному, первоочередный ли вызов или нет, диспетчер может задать наводящие вопросы, — отметила Оксана Рыбалка. – К примеру, в случае потери сознания, когда у человека сахарный диабет или произошло ДТП, «скорой» необходимо ехать безотлагательно.

Оксана Анатольевна поясняет, что есть определенный порядок приема вызова — в первую очередь диспетчер, когда берет трубку, выясняет, что случилось, потом записывает адрес и данные человека, которому необходима помощь.

— Обязательно мы берем номер телефона, потому что люди иногда не открывают дверь бригаде, или ночью «скорая» может не найти какой-то адрес, потому как есть дома, на которых номер не указан, в таких случаях мы перезваниваем и уточняем информацию, — добавила она. — Иногда звонят из другого города, называют улицу Ленина, а потом оказывается, что это не Луганск, а, к примеру, Свердловск. Не всегда люди слышат, когда в трубке диспетчер произносит: «Луганск, скорая», диспетчер еще ничего не успел спросить, как люди сразу начинают диктовать адрес. А потом, когда мы им объясняем, что это не тот город, еще и возмущаются.

На вопрос о том, как удается в такой нервной обстановке сохранять самообладание, отвечает:

— Конечно, диспетчер не имеет права проявлять негативные эмоции, их лучше «выпускать» после того, как кладешь трубку, ведь поддаться на провокацию легче всего, но от этого никому легче не будет. Поэтому стараемся сохранять спокойствие и конфликтные ситуации сглаживать.