Аттестация – неотъемлемая составляющая непрерывного медицинского образования

Работа в любой сфере общественной жизни требует постоянного совершенствования работы специалистов, повышения их квалификации и профессионального роста. Квалификация медицинских работников имеет особое значение, так как от нее зависит качество оказания медицинской помощи населению, здоровье и жизнь каждого из нас. Медицинская наука не стоит на месте, постоянно появляются новые лечебно-диагностические методики, лекарственные препараты и высокотехнологичное медоборудование, и хороший врач должен быть в курсе всех инноваций, внедряя самые эффективные из них в свою практику. Поэтому аттестации медработников в системе здравоохранения ЛНР  уделяется большое внимание. О нормативной базе аттестации и о практическом ее применении в медучреждениях Республики мы беседуем с главным специалистом сектора медицинского образования и науки Минздрава Натальей Удовикой.

— Наталья Алексеевна, расскажите о нормативной базе аттестации медработников.

— Главным документом, который регламентирует процесс аттестации, является приказ Министерства здравоохранения ЛНР от  12.07.2016 г. № 690 (зарегистрирован в Минюсте 18.08.2016 г.)  «О порядке и сроках прохождения аттестации медицинскими работниками, фармацевтическими работниками и профессионалами с высшим немедицинским образованием, работающими в системе здравоохранения Луганской Народной Республики». Этим документом утверждены порядки прохождения аттестации врачами, медсестрами, провизорами и другими специалистами, работающими в медучреждениях Республики, а также Порядок исчисления стажа для прохождения аттестации. Приказ включил в себя лучшие положения украинской нормативной базы, но был доработан, усовершенствован и адаптирован  к условиям функционирования системы здравоохранения ЛНР.  Аттестация проводится по специальностям, предусмотренным Номенклатурой должностей и специальностей медицинских и фармацевтических работников, поэтому вторым основополагающим документом в нормативной базе аттестации является приказ Минздрава от 22.06.2016 №603, которым утверждена данная номенклатура, включающая 138 должностей.

— Можно ли вкратце изложить порядок  прохождения аттестации медработниками, дать упрощенный алгоритм действий?

— Боюсь, что упрощенный подход к аттестации неприемлем. Дело в том, что врач, медсестра или фармацевт не должны относиться к аттестации, как к формальному событию, требующему лишь предварительного прохождения предаттестационных циклов (ПАЦ) или пекурсов усовершенствования. Аттестация — это длительный процесс, являющийся неотъемлемой частью непрерывного медицинского образования. В течение пяти межаттестационных лет  медработник должен знакомиться с медицинскими инновациями, готовить доклады и писать статьи, посещать конференции, съезды и другие медицинские форумы по специальности, изучать опыт коллег, а также проходить курсы повышения квалификации. И вся эта работа  суммируется в баллах до определенных цифр. Чем больше сумма баллов – тем больше ответственности у специалиста перед самой процедурой аттестации.  Мы рассматриваем аттестацию как эффективный механизм реализации непрерывного медицинского образования и повышения квалификации медицинского персонала.  Поэтому к аттестации требуется подготовить отчет за последние три года работы специалиста. И лишь при его наличии, после прохождения ПАЦ и получения рекомендации главврача можно подавать документы в аттестационную комиссию.

— Какими могут быть результаты аттестации в соответствии с новым приказом?

— Как и раньше, медицинские специалисты в зависимости от уровня знаний, опыта, уровня мастерства, владения методами оказания медицинской помощи могут иметь 3 категории: вторую, первую и высшую. Опыт приходит со стажем, поэтому и категории повышаются последовательно. Случаи присвоения высшей категории после второй допускаются лишь в исключительных случаях. Кроме повышения имиджа специалиста, каждая категория подкрепляется материально – определенным  уровнем доплаты к окладу. И это тоже мотивация к работе над собой медицинских работников. Однако, если на аттестуемого специалиста поступали жалобы пациентов или если   комиссия посчитает, что у него недостаточно опыта и уровня знаний для повышения категории, может быть принято решение об отказе в присвоении категории. В таком случае выдается выписка из протокола с рекомендациями, например, пройти курсы.

— Кто имеется в виду под «профессионалами с высшим немедицинским образованием, работающими в системе здравоохранения»?

— Таких специалистов у нас немало, и это общепринятая практика. Например, человек, закончивший педагогический университет и  имеющий специальность «биолог», может работать в медицинской лаборатории, но лишь после прохождения вторичной специализации по лабораторной диагностике. Такой специалист, конечно, не контактирует с пациентом напрямую, но в силу высшего образования может интерпретировать лабораторные тесты, а знания, полученные в результате вторичной специализации, позволяют работать на должности медицинского специалиста. Аналогично – после прохождения вторичной специализации – могут работать лица с немедицинским образованием в санэпидслужбе.

—  Сколько аттестационных  комиссий создано Минздравом?

— Всего создана 41 комиссия – это на одну больше, чем было до войны. Сорок комиссий – по специальностям: для аттестации врачей-терапевтов, кардиологов, невропатологов и т.д., а также для аттестации среднего медицинского персонала. А сорок первая — это Центральная аттестационная комиссия (ЦАК), в задачи которой входит аттестация руководителей республиканских медучреждений, главных штатных и внештатных специалистов по медицинским профилям, преподавателей ЛГМУ. Также в функции Центральной аттестационной комиссии входят  решение спорных вопросов, признание и легитимация удостоверений и сертификатов, полученных за пределами ЛНР (в России, Белоруссии, Украине или других странах). В состав каждой комиссии включены сотрудники Минздрава, опытные практикующие врачи (главврачи, начмеды, заведующие отделениями), главные внештатные специалисты или заведующие профильными кафедрами в медуниверситете. В ЦАК включены также юрист, экономист, начальник отдела кадров Минздрава и представитель профсоюза медработников ЛНР. Такой разносторонний состав комиссий обеспечивает объективность оценки аттестуемого, а Центральной комиссии — возможность оперативно и грамотно решать спорные вопросы. Все комиссии приступили к работе. Недавно состоялось и первое заседание ЦАК: 23 специалиста, из них 14 сотрудников медуниверситета, 7 главных врачей и 2 внештатных специалиста Минздрава с успехом подтвердили квалификационные категории.