Сотрудничество семьи и школы в приобщении детей и подростков к здоровому образу жизни
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.
Известно, что на состояние здоровья влияют различные факторы: здоровье на 18-20% зависит от окружающей среды, на 20% от наследственности, на 10-12% от медицины и на 50% от образа и условий жизни человека. Если мы хотим достичь цели – направить выбор детей к принятию здорового образа жизни, то должны признать их право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя, искать такие подходы, которые бы помогли нам понять, как они видят мир.
Кто должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего – семья, родители, затем – школа, учителя. Именно в семье происходит преломление социальных влияний на детей. Вопросы распорядка дня, личной гигиены, рациональная система питания, занятия спортом, закаливание, гигиена кожи, одежды, обуви, жилища, борьба с вредными привычками – ко всему этому должна быть потребность, а она закладывается в семье.
Особую тревогу вызывает тот факт, что большинство учащихся вместо прогулок на свежем воздухе просиживают у телевизора или компьютера по 2-3 часа, а то и больше. К сожалению, только малая часть семей начинает свой день с зарядки, проводит выходные дни на природе и т.д. Дети во всем подражают родителям, даже если в подростковом возрасте отрицают это.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Большую роль в этом процессе играет классный руководитель.
Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с ними, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями.
Для достижения поставленных целей и задач, способствующих здоровому образу жизни, педагогами могут быть использованы:
- организация полноценного и сбалансированного школьного питания;
- классные часы по здоровому образу жизни;
- общешкольные мероприятия по тематике здорового образа жизни;
- беседы с привлечением школьной медсестры (и других специалистов);
- индивидуальная беседа (о внешнем виде, о курении и т.д.);
- анкетирование учащихся по проблемам здорового образа жизни;
- спортивные мероприятия, во время которых хорошо прослеживаются межличностные качества учащихся, совершенствуются физические и функциональные возможности организма;
- проведение профилактических акций, направленных на формирование у детей установки на здоровый образ жизни, ответственное и бережное отношения к своему здоровью, а также прививать практические навыки здорового образа жизни.
Основной задачей для родителей и педагогов является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека – важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.
Организация целенаправленного сотрудничества семьи и школы в приобщении подростков к здоровому образу жизни является необходимым условием сохранения и приумножения здоровья детей. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого: «Начинать надо с себя – взрослого, и пусть будут здоровы наши дети!»
ГС «Свердловская городская СЭС» МЗ ЛНР
заведующий отделения гигиены детей и подростков Коротченко О.А.