array(43) { ["SERVER_SOFTWARE"]=> string(58) "Apache/2.4.6 (CentOS) mpm-itk/2.4.7-04 OpenSSL/1.0.2k-fips" ["REQUEST_URI"]=> string(39) "/sem-desyatiletij-s-zabotoj-o-detyax-2/" ["REDIRECT_HTTPS"]=> string(2) "on" ["REDIRECT_UNIQUE_ID"]=> string(27) "Z0SRLOMwYx6E6ELLxk9h@AAAAAY" ["REDIRECT_HTTP_AUTHORIZATION"]=> string(0) "" ["REDIRECT_PERL5LIB"]=> string(49) "/usr/share/awstats/lib:/usr/share/awstats/plugins" ["REDIRECT_STATUS"]=> string(3) "200" ["HTTPS"]=> string(2) "on" ["UNIQUE_ID"]=> string(27) "Z0SRLOMwYx6E6ELLxk9h@AAAAAY" ["HTTP_AUTHORIZATION"]=> string(0) "" ["PERL5LIB"]=> string(49) "/usr/share/awstats/lib:/usr/share/awstats/plugins" ["HTTP_HOST"]=> string(19) "minzdrav.lpr-reg.ru" ["HTTP_X_FORWARDED_FOR"]=> string(12) "3.135.184.27" ["HTTP_X_FORWARDED_PROTO"]=> string(5) "https" ["HTTP_X_FORWARDED_PORT"]=> string(3) "443" ["HTTP_CONNECTION"]=> string(5) "close" ["HTTP_X_REAL_IP"]=> string(12) "3.135.184.27" ["HTTP_ACCEPT"]=> string(3) "*/*" ["HTTP_USER_AGENT"]=> string(103) "Mozilla/5.0 AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko; compatible; ClaudeBot/1.0; +claudebot@anthropic.com)" ["HTTP_ACCEPT_ENCODING"]=> string(23) "gzip, br, zstd, deflate" ["HTTP_REFERER"]=> string(36) "https://minzdrav.lpr-reg.ru/?p=37479" ["PATH"]=> string(49) "/usr/local/sbin:/usr/local/bin:/usr/sbin:/usr/bin" ["SERVER_SIGNATURE"]=> string(0) "" ["SERVER_NAME"]=> string(19) "minzdrav.lpr-reg.ru" ["SERVER_ADDR"]=> string(9) "127.0.0.1" ["SERVER_PORT"]=> string(2) "80" ["REMOTE_ADDR"]=> string(13) "192.168.0.128" ["DOCUMENT_ROOT"]=> string(48) "/var/www/mzlnr_user/data/www/minzdrav.lpr-reg.ru" ["REQUEST_SCHEME"]=> string(4) "http" ["CONTEXT_PREFIX"]=> string(0) "" ["CONTEXT_DOCUMENT_ROOT"]=> string(48) "/var/www/mzlnr_user/data/www/minzdrav.lpr-reg.ru" ["SERVER_ADMIN"]=> string(29) "webmaster@minzdrav.lpr-reg.ru" ["SCRIPT_FILENAME"]=> string(58) "/var/www/mzlnr_user/data/www/minzdrav.lpr-reg.ru/index.php" ["REMOTE_PORT"]=> string(5) "58166" ["REDIRECT_URL"]=> string(39) "/sem-desyatiletij-s-zabotoj-o-detyax-2/" ["GATEWAY_INTERFACE"]=> string(7) "CGI/1.1" ["SERVER_PROTOCOL"]=> string(8) "HTTP/1.0" ["REQUEST_METHOD"]=> string(3) "GET" ["QUERY_STRING"]=> string(0) "" ["SCRIPT_NAME"]=> string(10) "/index.php" ["PHP_SELF"]=> string(10) "/index.php" ["REQUEST_TIME_FLOAT"]=> float(1732546860.405) ["REQUEST_TIME"]=> int(1732546860) }

Семь десятилетий с заботой о детях

Все мы родом из детства, но именно в детскую больницу нас не приводят, а приносят еще в младенческом возрасте. За семьдесят лет медицинскую помощь получили несколько поколений юных свердловчан. В какой обстановке взрослый юбилей празднует детская больница, рассказали не только главврач, но и некоторые «старожилы».

Виктория Банченко, главврач:
– Я дончанка, но сюда попала волею судьбы: во время учебы в Донецком медуниверситете я познакомились с парнем из Свердловска, который учился на стоматологическом факультете, – начала рассказ Виктория Валерьевна.

В 1997 году я пришла в детскую больницу на интернатуру, а через год стала работать врачом-педиатром. В 2014 году меня назначили на должность заведующей амбулаторией, в связи с реорганизацией учреждения в медико-санитарную помощь. А в 2015 я была переведена заведующей поликлиникой. С ноября 2018 года до марта 2020 года я исполняла обязанности главного врача, а последние 3 года я являюсь главным врачом городской детской больницы.

На сегодня в детской больнице, включая стационар и филиал, работает 161 человек, из них – 25 врачей и 80 медицинских сестер. К сожалению, мы давно испытываем острый дефицит в кадрах. Не хватает врачей-педиатров как участковых, так и в стационаре. Мы остро нуждаемся в узких специалистах: офтальмолог, травматолог, эндокринолог, инфекционист, а так же медицинские сестры дошкольно-школьного отделения. К сожалению более половины врачей составляют пенсионеры, так что кадровый вопрос на сегодня самый актуальный. Конечно же, эти люди обладают колоссальным опытом, но хочется, чтобы было кому его передать. Ведь возраст и здоровье тоже играют немаловажную роль. Молодежь у нас есть, но очень мало, в основном это медицинские сестры. Из врачей: Татьяна Годунова, которая работает на участке №4, и заведующая поликлиникой, врач кардиоревматолог Виктория Можайская, уролог Артем Сахаров.
Ну, а старожилы коллектива – это заведующая соматическим отделением Мария Дьяченко, участковые педиатры Людмила Осипова, Лидия Басаргина, Надежда Сопрунова, Валентина Гапанюк; врач ЛФК Надежда Остерман, заведующая педгруппой Светлана Савченко, невролог Ольга Сивак.

За последние годы у нас заметно обновилось техническое оснащение. Мы получили аппараты для рентгеновского и ультразвукового исследования, кардиограф, сухожаровые шкафы, аквадистиляторы, автомобили. Одна машина для проведения профосмотров, другая – для обслуживания вызовов. Оборудование и транспорт находятся в эксплуатации. Единственная проблема – у нас рассчиталась рентген-лаборант. На днях мы приобрели банкетки в холл. Хотелось бы обновить аппаратуру в физкабинете. Хотя мы и получали небулайзеры, но в общей массе она устарела.

Врач по лечебной физкультуре Надежда Остерман:
– С детства я мечтала лечить людей, но неординарными методами, – говорит Надежда Алексеевна. – В детской больнице я работаю с 1982 года. Среди наставников большим примером для меня служил главврач Владимир Макарович Косяк. Он был строгий и требовательный, поэтому в своей работе я ценю дисциплинированность. А вот Вера Сысоевна Захарченко, заведующая рентгенкабинета, была мягкая, и если что-то нужно было объяснить, всегда шла навстречу.

К сожалению, приходится констатировать факт, что предыдущие поколения физически были лучше развиты: уроки физкультуры были полноценными, ребятишки больше бывали на свежем воздухе, играли в подвижные игры. В свое время я училась в 18 школе, и там спортзал был чуть больше комнаты, но это не помешало мне стать мастером спорта. Сейчас дети стали слабыми. Вот если раньше в классе с нарушениями было человек 5-7, то сейчас такое количество школьников без патологий. Дети часами сидят в компьютерах и телефонах, откуда взяться здоровью? А я пропагандирую здоровый образ жизни! К примеру, я активный борец с курением.

В прошлые годы из оборудования у нас были мячи, гимнастические палки и скамейки, и хочу сказать, даже с таким набором предметов мы добивались результатов. В начале девяностых удалось «достать» тренажерный комплекс. А вот доску для растягивания позвоночника мы получили из Киева, когда у нас уже начались военные действия.

Однако, чтобы ребенок стал постоянно ходить на занятия, его обязательно нужно заинтересовать, так что я обязательно первым делом налаживаю с ним контакт. Моя работа заключается не только в восстановлении осанки. Бывает, приходится работать с теми, кто уже потерял всякую надежду: были слепые дети, после сильных ожогов, тяжелых травм. Иногда приходиться восстанавливать не только утраченные функции, но и учить ребенка жить по-новому. Порой продвигались буквально по крупицам, но результат есть всегда, и нередко он зависит от желания самого больного.

Врез: Когда мне было шесть лет, я попала в больницу с воспалением легких. Температура у меня была под сорок, так что, хотя и смутно, но до сих пор помню не только лечение, но и внимание, которое мне оказывали. Даже кормили меня с ложечки. Милосердие всегда было отличительной чертой Свердловских медиков.

Лидия Басаргина, врач педиатр филиала детской больницы:
– В детской больнице я работаю без малого 52 года участковым педиатром, – говорит Лидия Павловна. – В Свердловск приехала по окончании Донецкого мединститута в июле 1972 года. Пока нам не дали квартиру, почти месяц с супругом педиатром, в будущем ставшим заведующим инфекционным отделением Николаем Рубаном, мы жили в больнице на Энгельса. Когда в 1976 году открылся филиал детской поликлиники, я перешла сюда. Однако сначала он находился на «Интернате», возле кафе «Луч». А в 1986 году нас перевели на квартал 60 лет СССР, в дом № 37. Я люблю как детей, так и родителей, и многие отвечают взаимностью. Большинство родителей ответственно относятся к своим обязанностям, но предыдущие поколения, на мой взгляд, были более покладистые. Через мои руки, можно сказать, прошло три поколения, но некоторых первых пациентов я помню до сих пор, они уже давно зрелые люди. Раньше детей было намного больше, порой приходилось принимать по 100 человек в день! Сейчас их стало гораздо меньше.

Самым страшным для меня было пропустить тяжелую патологию, и я всегда консультировалась со старшими товарищами. Много было хороших врачей: Майя Григорьевна Перепелица, Галина Антоновна Копылова, Иван Кузьмич Ходачек. Моим наставником была Валентина Ивановна Сезина, Царствие ей Небесное! Ну, а когда пошла молодежь, наставником стала уже я.

В моей врачебной практике было много случаев, но тот, который произошел в начале карьеры еще в больнице на ул.Энгельса, я помню до сих пор. Увидела в окно, как родители несли ребенка 5-6 лет, а он лежал на руках плетью. Я поняла, что дело плохо, и не дожидаясь, пока они войдут в помещение больницы, выскочила им навстречу. «Вчера ребенок упал с горки, и ему очень плохо!». На вопрос, почему не обратились сразу, пара пожала плечами. Зашли в приемный покой, я начала осмотр пациента, а живот жесткий, просто как доска. В своей практике такого я не встречала ни разу. «Я считаю, что у ребенка разрыв селезенки! Срочно в хирургическое отделение!». Они с недоверием переглянулись, но в сопровождении санитарки, все-таки пошли. Когда заканчивалось мое дежурство, они зашли и сказали: «Девочку прооперировали – удалили селезенку!».

Возвращаясь к первому интервью, я вспомнила, что на вопрос о том, какой бы вы хотели видеть детскую больницу через 70 лет, Виктория Банченко ответила: «Надеюсь, что она будет соответствовать всем стандартам нового времени!».

Лилия Голодок