array(43) { ["SERVER_SOFTWARE"]=> string(58) "Apache/2.4.6 (CentOS) mpm-itk/2.4.7-04 OpenSSL/1.0.2k-fips" ["REQUEST_URI"]=> string(67) "/gigienicheskie-aspekty-zdorovesberegayushhego-obucheniya-v-shkole/" ["REDIRECT_HTTPS"]=> string(2) "on" ["REDIRECT_UNIQUE_ID"]=> string(27) "Z0VA10yHX6UePDbF8670HAAAAAk" ["REDIRECT_HTTP_AUTHORIZATION"]=> string(0) "" ["REDIRECT_PERL5LIB"]=> string(49) "/usr/share/awstats/lib:/usr/share/awstats/plugins" ["REDIRECT_STATUS"]=> string(3) "200" ["HTTPS"]=> string(2) "on" ["UNIQUE_ID"]=> string(27) "Z0VA10yHX6UePDbF8670HAAAAAk" ["HTTP_AUTHORIZATION"]=> string(0) "" ["PERL5LIB"]=> string(49) "/usr/share/awstats/lib:/usr/share/awstats/plugins" ["HTTP_HOST"]=> string(19) "minzdrav.lpr-reg.ru" ["HTTP_X_FORWARDED_FOR"]=> string(13) "18.224.53.246" ["HTTP_X_FORWARDED_PROTO"]=> string(5) "https" ["HTTP_X_FORWARDED_PORT"]=> string(3) "443" ["HTTP_CONNECTION"]=> string(5) "close" ["HTTP_X_REAL_IP"]=> string(13) "18.224.53.246" ["HTTP_ACCEPT"]=> string(3) "*/*" ["HTTP_USER_AGENT"]=> string(103) "Mozilla/5.0 AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko; compatible; ClaudeBot/1.0; +claudebot@anthropic.com)" ["HTTP_ACCEPT_ENCODING"]=> string(23) "gzip, br, zstd, deflate" ["HTTP_REFERER"]=> string(36) "https://minzdrav.lpr-reg.ru/?p=34674" ["PATH"]=> string(49) "/usr/local/sbin:/usr/local/bin:/usr/sbin:/usr/bin" ["SERVER_SIGNATURE"]=> string(0) "" ["SERVER_NAME"]=> string(19) "minzdrav.lpr-reg.ru" ["SERVER_ADDR"]=> string(9) "127.0.0.1" ["SERVER_PORT"]=> string(2) "80" ["REMOTE_ADDR"]=> string(13) "192.168.0.128" ["DOCUMENT_ROOT"]=> string(48) "/var/www/mzlnr_user/data/www/minzdrav.lpr-reg.ru" ["REQUEST_SCHEME"]=> string(4) "http" ["CONTEXT_PREFIX"]=> string(0) "" ["CONTEXT_DOCUMENT_ROOT"]=> string(48) "/var/www/mzlnr_user/data/www/minzdrav.lpr-reg.ru" ["SERVER_ADMIN"]=> string(29) "webmaster@minzdrav.lpr-reg.ru" ["SCRIPT_FILENAME"]=> string(58) "/var/www/mzlnr_user/data/www/minzdrav.lpr-reg.ru/index.php" ["REMOTE_PORT"]=> string(5) "22708" ["REDIRECT_URL"]=> string(67) "/gigienicheskie-aspekty-zdorovesberegayushhego-obucheniya-v-shkole/" ["GATEWAY_INTERFACE"]=> string(7) "CGI/1.1" ["SERVER_PROTOCOL"]=> string(8) "HTTP/1.0" ["REQUEST_METHOD"]=> string(3) "GET" ["QUERY_STRING"]=> string(0) "" ["SCRIPT_NAME"]=> string(10) "/index.php" ["PHP_SELF"]=> string(10) "/index.php" ["REQUEST_TIME_FLOAT"]=> float(1732591831.213) ["REQUEST_TIME"]=> int(1732591831) }

Гигиенические аспекты здоровьесберегающего обучения в школе

Наше будущее – наши дети, а состояние их здоровья – надежный индикатор качества здоровья населения в целом.

По данным Минздрава на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому.

Важной составной частью образовательной среды является ее здоровьесбережение, возможность организации педагогического процесса таким образом, чтобы он не навредил здоровью ребенка. Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребенка система. Ее основу составляет эмоционально-комфортная среда пребывания, благоприятный режим жизнедеятельности ребенка.

         Эффективный результат может дать образовательная среда в том случае, если соблюдено условие активного взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. Ребенок является не только объектом, на который влияют взрослые, но и субъектом, активным партнером и полноценным участником.

Основными компонентами здоровьесберегающего пространства являются: здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса, семья и социум.

Для сохранения и укрепления физического и психического здоровья должны соблюдаться ряд правил. В первую очередь, это соблюдение санитарно-гигиенических нормативов, которые отражены в СанПиН: требования к учебным помещениям; освещенности; школьной мебели; температурному режиму; уровню шума, организации рационального учебно-воспитательного  процесса, учебы и отдыха, двигательной активности, оздоровлению, качеству и безопасности питания, питьевого режима  и т.п.

В связи с этим, не случайно, одним из направлений деятельности учреждений образования является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого должны использоваться здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающая деятельность в школе включает в себя: диспансеризацию, вакцинацию, мониторинги состояния здоровья школьников, дни здоровья, дни семьи, школьные спортивные праздники, беседы о здоровье с учащимися и родителями, лекции для родителей, семинары для учителей, психологическую поддержку для всех участников образовательного процесса.

Формирование здорового образа жизни детей будет успешным лишь в том случае, если будут соблюдаться педагогические условия, направленные на укрепление и сохранения здоровья детей, будет организовано взаимодействие школы и семьи в формировании культуры здоровьесбережения обучающихся.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что наши дети будут здоровы.

 

Заведующий санитарно-гигиеническим отделом,

врач по общей гигиене,

врач отделения гигиены детей и подростков

ГС «Свердловская городская СЭС» МЗ ЛНР.

О.А. Коротченко