array(44) { ["SERVER_SOFTWARE"]=> string(58) "Apache/2.4.6 (CentOS) mpm-itk/2.4.7-04 OpenSSL/1.0.2k-fips" ["REQUEST_URI"]=> string(18) "/vrachebnyj-etyud/" ["REDIRECT_HTTPS"]=> string(2) "on" ["REDIRECT_UNIQUE_ID"]=> string(27) "Z0Ob7cxc9ILvDpP2axYbrgAAAAA" ["REDIRECT_HTTP_AUTHORIZATION"]=> string(0) "" ["REDIRECT_PERL5LIB"]=> string(49) "/usr/share/awstats/lib:/usr/share/awstats/plugins" ["REDIRECT_STATUS"]=> string(3) "200" ["HTTPS"]=> string(2) "on" ["UNIQUE_ID"]=> string(27) "Z0Ob7cxc9ILvDpP2axYbrgAAAAA" ["HTTP_AUTHORIZATION"]=> string(0) "" ["PERL5LIB"]=> string(49) "/usr/share/awstats/lib:/usr/share/awstats/plugins" ["HTTP_HOST"]=> string(19) "minzdrav.lpr-reg.ru" ["HTTP_X_FORWARDED_FOR"]=> string(12) "3.138.121.79" ["HTTP_X_FORWARDED_PROTO"]=> string(5) "https" ["HTTP_X_FORWARDED_PORT"]=> string(3) "443" ["HTTP_CONNECTION"]=> string(5) "close" ["HTTP_X_REAL_IP"]=> string(12) "3.138.121.79" ["HTTP_ACCEPT"]=> string(3) "*/*" ["HTTP_USER_AGENT"]=> string(103) "Mozilla/5.0 AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko; compatible; ClaudeBot/1.0; +claudebot@anthropic.com)" ["HTTP_ACCEPT_ENCODING"]=> string(23) "gzip, br, zstd, deflate" ["HTTP_REFERER"]=> string(36) "https://minzdrav.lpr-reg.ru/?p=24294" ["HTTP_COOKIE"]=> string(11) "language=ru" ["PATH"]=> string(49) "/usr/local/sbin:/usr/local/bin:/usr/sbin:/usr/bin" ["SERVER_SIGNATURE"]=> string(0) "" ["SERVER_NAME"]=> string(19) "minzdrav.lpr-reg.ru" ["SERVER_ADDR"]=> string(9) "127.0.0.1" ["SERVER_PORT"]=> string(2) "80" ["REMOTE_ADDR"]=> string(13) "192.168.0.128" ["DOCUMENT_ROOT"]=> string(48) "/var/www/mzlnr_user/data/www/minzdrav.lpr-reg.ru" ["REQUEST_SCHEME"]=> string(4) "http" ["CONTEXT_PREFIX"]=> string(0) "" ["CONTEXT_DOCUMENT_ROOT"]=> string(48) "/var/www/mzlnr_user/data/www/minzdrav.lpr-reg.ru" ["SERVER_ADMIN"]=> string(29) "webmaster@minzdrav.lpr-reg.ru" ["SCRIPT_FILENAME"]=> string(58) "/var/www/mzlnr_user/data/www/minzdrav.lpr-reg.ru/index.php" ["REMOTE_PORT"]=> string(5) "21438" ["REDIRECT_URL"]=> string(18) "/vrachebnyj-etyud/" ["GATEWAY_INTERFACE"]=> string(7) "CGI/1.1" ["SERVER_PROTOCOL"]=> string(8) "HTTP/1.0" ["REQUEST_METHOD"]=> string(3) "GET" ["QUERY_STRING"]=> string(0) "" ["SCRIPT_NAME"]=> string(10) "/index.php" ["PHP_SELF"]=> string(10) "/index.php" ["REQUEST_TIME_FLOAT"]=> float(1732484077.878) ["REQUEST_TIME"]=> int(1732484077) }

Врачебный этюд

         Профессиональный путь нашей героини сравним с музыкальным этюдом. Ведь в нем и новые приемы для решения труднейших задач, и постоянное шлифование собственных умений и навыков, и резкие повороты сюжета, продиктованные жизнью.

         Уже 42 года Лидия Дмитриевна, заведующая централизованной цитологической лабораторией, врач-лаборант «Алчевского онкодиспансера», пишет свой профессиональный этюд. Первые ноты будущей профессии вплелись в жизнь Лидии Дмитриевны еще в школьные годы:

         — Со старших классов я мечтала стать врачом – работником в белом халате, — вспоминает она. — Мне нравилось, что врач не только помогает больным, но и выявляет причины, анализирует и делает выводы. Я еще не знала нюансов, но четко была уверена, что свяжу свою жизнь с медициной. После школы поступила в Стахановское медицинское училище на акушерку. После окончания я шесть лет отработала по специальности, пока не решила, что нужно учиться дальше. Поступила и закончила Донецкий государственный университет по специальности врач-лаборант. Работать вернулась в Алчевск, в клиническую лабораторию городской поликлиники.

         Казалось бы, сюжет истории прост и вышел на свою прямую, но жизнь, как всегда, внесла свои коррективы. Лидия Литвинова не могла подумать, что настолько изменит сферу деятельности.

         — В 1977 году вызывает меня главный врач города Зоя Ивановна Пташник и говорит: «Ты самый молодой специалист в городе, так что вот приказ от здравотдела – ты должна организовать работу централизованной цитологической лаборатории».

         Оказалось, что «организовать» было не преувеличением. Как молодой музыкант неуверенно перебирает ноты будущего шедевра, так и Лидия Дмитриевна искала, с чего начать:

         — На тот момент не было ничего: ни оборудования, ни материалов, ни помещения. Все это добывала и создавала я вместе со своими сотрудниками. Я не понимала, что именно мне нужно будет делать. Но когда пришла в онкодиспансер и увидела, что мне даже нечем работать – я, с сомнениями в успехе задумки, вернулась к Зое Ивановне. И возвращалась снова и снова, но она была очень волевая женщина и помогала мне. В первую очередь решился вопрос с помещением – нам выделили временное помещение, а в нынешнее мы пришли в 1983 году. Здесь прежде была аптека. Дальше – оборудование. Что и чем исследовать, химреактивы, красители, спирты, перевязочный материал. Все это также пришлось организовывать для того, чтобы лаборатория смогла начать работу. С нуля пришлось мне выстраивать абсолютно все: от простейших, казалось бы, потребностей в канцелярских принадлежностях до того, как именно присылать материал для исследований.

         Лидия Дмитриевна до сих пор не уверена, почему именно она была выбрана на эту роль:

         — Мне сказали, что причина в молодости. Видимо, Зоя Ивановна с самого начала знала, что это должна быть долгосрочная работа, не на один день. А может, увидела потенциал, которого я в себе не замечала, — смеется заведующая лабораторией.

        Шли годы, и тихая мелодия профессионального этюда Лидии Литвиновой звучала все уверенней. Сегодня Лидия Дмитриевна с гордостью в голосе рассказывает о работе, без преувеличения, своего детища:

         — Наша первостепенная задача – онкопрофосмотры, выявление онкологии, другими словами. Происходит выявление скрининговым методом, т.е. методом обнаружения чего-то вне нормы. Это может быть как раковая опухоль, так и подозрение на нее. Уже по результатам нашей работы врач работает с пациентом, назначая ему соответствующие процедуры для лечения либо последующего обследования. В период становления было сложно, а сегодня скрининговый метод уже обкатанный и серьезный. Уже никому не надо объяснять его необходимость. Лечебники сами обращаются к нам за помощью и назначают диагностику.

         Также отмечает она высокую эффективность данного метода исследования:

         — Процент совпадений по диагнозам соответствует всем принятым стандартам. Хотя стоит отметить, что диагноз ставится не только по результатам наших исследований. Мы только в начале пути обследования больного. Бывает так, что приходится повторно проводить анализы. Все это дает толчок к тому, чтобы больного всесторонне обследовали.

         На протяжении многих лет Лидия Дмитриевна шлифовала свое мастерство, расширяя диапазон медицинских знаний. Она признается, что с академической скамьи не прекращала учиться:

         — Когда я пришла сюда, для меня все было новым и неизвестным. Пришлось много учиться. Была на множестве курсов: и в Киевском институте рака, и в Киевском научно-исследовательском институте им. Ковецкого, и в Харьковской медицинской академии последипломного образования, и в университете имени Каразина. Делились с нами знаниями и зарубежные специалисты. Была и на множестве известных медицинских семинаров. Онкология — такая область, что учиться надо всю жизнь. Заболевания очень часто изменяют свою природу, а значит, нам надо спешить. Спешить, чтобы успевать помогать людям.

         За годы работы не только знания приобрела Лидия Дмитриевна. Специфика труда в онкологии наложила отпечаток на мировоззрение:

         — Я научилась ценить жизнь, — признается она. – Вновь и вновь сталкиваясь с людьми, для которых диагноз может стать приговором, ты пересматриваешь свои ориентиры. Ты начинаешь ценить каждое мгновение жизни. Понимаете, просто невозможно работать здесь, оставаясь равнодушным. А это очень тяжело. Поначалу казалось, что я брошу все и уйду. Было очень тяжело даже писать диагноз. Но мне говорили, что кроме меня некому – и я продолжала работать. С годами стало проще. Не потому, что стала черствее, а потому, что приходит чувство долга. А кто, если не я? Со временем получилось так, что без меня уже не могли. Я, как человек стоящий у истоков этой лаборатории, просто не могу бросить свое детище.

         За 42 года Лидия Дмитриевна не только не охладела к своей работе, но и научилась черпать силы в труде:

         — С годами ты начинаешь понимать всю важность своего дела. Допустим приходит человек на профосмотр, и никто не знает, чем это закончится. А ты пересмотрел анализы и видишь, что у человека ранняя стадия онкологии. Значит, мы спасли его – благодаря нашей работе человек вовремя обратился к специалисту. Это вдохновляет и придает сил. Получаешь моральное удовлетворение от успехов. Помогает и вера. Я считаю, что без веры в нашем деле никуда, в особенности в такой сложной области, как онкология. Вера помогает и врачу, и пациенту.

         Залогом успеха в работе лаборатории Лидия Дмитриевна называет слаженность своего коллектива. Играя первую скрипку, она не забывает о гармонии звучания всего оркестра:

         — Все, что я делаю, все, что делают мои коллеги – для меня важно. Все мы работаем ради общего блага. Сегодня в штате у нас восемь человек. Есть, кроме меня, еще два доктора – Светлана Отрок и Татьяна Лукашева. Доктора имеют право подписывать диагнозы, но в случае затруднений они обращаются ко мне. Немаловажную работу выполняет среднее звено – лаборанты. Они и регистрируют, и выполняют подготовку материалов к микроскопическим исследованиям. Бывает так, что они затрудняются в проведении исследований, тогда обращаются за помощью. А как иначе – одну работу делаем.

         В преддверии праздника Лидия Литвинова обратилась к коллегам:

         — Здоровья вам и возможности расти и развиваться на выбранном пути. Помнить, что мы можем решить все проблемы и преодолеть любые трудности. С профессиональным праздником вас!

         Пусть и дальше звучит мелодия врачебного этюда Лидии Литвиновой, вплетаясь в судьбы спасенных людей.

 

Юрий Арсенюк